Вид на устье реки Оланга с вершины горы Кивакка На первую страницу сервера Отослать письмо персоналу Национально парка Паанаярви Гостевая книга Национальный парк Паанаярви Введение
Природа парка Природа парка
Фотографии парка
О туризме в парке
English encoding Русская кодировка Windows Русская кодировка Windows Русская кодировка DOS Русская кодировка KOI8 Русская кодировка Macintosh Русская кодировка ISO Номер проекта Тасис ENVRUS9704 Контакты с сотрудниками парка

Озеро Паанаярви лежит в глубоком ущелье, которое возникло более полутора миллиардов лет назад вследствие подвижек земной коры. Ледники закруглили вершины окружающих озеро гор. Паанаярви - одно из глубочайших малых озер Фенноскандии (128 м). Вершина находящейся рядом горы Мянтютунтури возвышается над дном озера на 542 м.
Вид на Пяозеро с горы Кивакка Уже само геологическое строение описываемой территории представляет исключительный интерес благодаря разнообразию горных пород. Находящиеся здесь мраморы, вулканические скальные породы и благоприятный микроклимат долины озера способствуют богатству растительности. На южных склонах, в лесах с преобладанием ельников можно увидеть таких замечательных представителей орхидных, как венерин башмачок и калипсо луковичную, а также кустики воронца красноплодного. На склонах гор Нискаваара и Мунаваара произрастают девственные лесные массивы с диплазием сибирским, а на скалах Рускеакаллио, имеющих высоту 60 метров, можно встретить качим пучковатый и костенец стенной. Коричневые утёсы знаменитых скал, обросшие ораньжевым лишайником, представляют собой величественное зрелище. На болотах и во влажных понижениях в отлове насекомых соревнуются обыкновенная и альпийская жирянки.
Над лесами возвышаются скальные горные вершины. Среди них гора Нуорунен (576 м) - самая высокая в Карелии и гора Киваккатунтури высотой 499 м. которая является великолепным фоном для водопада Кивакка, одной из главных достопримечательностей парка.
Вершина горы МянтютунтуриС голых вершин горы Киваккатунтури открываются прекрасные картины. На севере, у подножия, видна река Оланга с пенящимся порогом Киваккакоски. Река течет, извиваясь, сквозь леса и луга, мимо заброшенной деревни Вартиолампи. На востоке и юге синеют просторы Пяозера. С горы Нуорунен видно извилистое озеро Таваярви на юго-западе; по другую сторону границы, на западе, синеют возвышенности Куусамо с горным комплексом Рукатунтури.
Склоны гор наиболее живописны в сентябре. Обнаженные вершины окрашены в темно-красный цвет арктоусом альпийским, а склоны выделяются яркой золотистой листвой берез и красными пятнами осинников. Зимой снежные шапки на деревьях границы леса создают причудливые фигуры.

Уникальная фауна парка
Выдра Большая часть лесного массива района Паанаярви находится в естественном состоянии. У самого озера и вдоль Оланги сохранились фундаменты прежних жилищ, а в прибрежных лесах - следы некогда проводившихся местным населением выборочных рубок. Сейчас в этих лесах хозяевами являются медведи, лесные олени, росомахи... Всего 36 видов млекопитающих населяют здешние места: лоси, рыси, зайцы, лисы, лемминги и другие. Осторожные животные редко попадаются на глаза человеку, хотя нередко можно видеть их следы. Зимой у рек можно заметить выдру и вереницы волчьих следов.
В национальном парке "Паанаярви" гнездятся многие редкие птицы. Здесь можно увидеть беркута, орлана-белохвоста и скопу, парящих над своими владениями. На самых крупных озерах гнездится чернозобая гагара, а на болотных озерках - краснозобая гагара. Их голоса наполняют таинством летние ночи. Характерная для восточной тайги синехвостка поет в густых ельниках долин, а овсянка-крошка - по краям болот. Здесь же путник может столкнуться с бородатой неясытью, бесстрашно защищающей свое потомство. На безлесных вершинах гор можно повстречать смелых аборигенов: обыкновенную пеструшку и тундряную куропатку.
Реки парка изобилуют хариусом. Кумжа поднимается летом из богатого кормом Пяозера по реке Оланга в озеро Паанаярви, а оттуда отправляется дальше через границу по рекам Куусинкийоки, Оуланкайоки и другим мелким речкам в верховья, на привычные нерестилища. Самые крупные особи кумжи весят 10-12 кг. В некоторых озерах парка обитает также палия. А в озере Паанаярви живут реликтовые рачки, сохранившиеся еще с того времени, когда после отступления ледников озеро было заливом Белого моря.

Изменено 14.02.01 © European Commission 2000 Дизайн и разработка сайта - Завьялов Сергей

View on the Olanga River's estuary from the summit of Mt. Kivakka To the main page To send a letter to the Paanajärvi National Park's staff Guest book Paanajärvi National Park Introduction
Park's nature Park's nature
Photos of the Park
Tourism in the Park
English encoding Windows Russian encoding Windows Russian encoding DOS Russian encoding KOI8 Russian encoding Macintosh Russian encoding ISO Russian encoding Number of the Tacis Project ENVRUS9704 Contacts with Park's workers

Lake Paanajärvi lies in a deep canyon, which appeared over 1,5 billion years ago as a result of earthquakes. Later, glaciers rounded the summits of the surrounding mountains. Paanajärvi is one of the deepest lakes in Fennoscandia (128 m). The summit of Mt. Mantutunturi located nearby towers above the bottom of the Lake by 542 m.
View on Pyaozero Lake from Mt. KIvakka The very geological structure of the territory is of extreme interest because of the abundance of rare minerals. Marbles and other volcanic rocks, and favourable microclimate promote an abundance of vegetation. So, in the spruce-dominant groves growing on the southern slopes you can encounter such wonderful Orchids as Lady's-slipper, Fairly slipper and Red baneberry. The slopes of Mount Niskavaara and Mount Munavaara have magnificent forest areas where Diplazium sibiricum grow, and on the Ruskeakallio rocks (60 m high) you can find Baby's breath and Wall-rue spleenwort.
Three fells with open summits dominate in the Park. Of them, Mt. Nuorunen (576 m) is the highest, and Mt. Kivakkatunturi (499 m) makes a scenic background to the Kivakka Waterfall, one of the main sights of the Park.
Summit of Mt. Mantutunturi Open peaks of Mt. Kivakkatunturi offer beautiful panoramic views. To the north the River Olanga with the raging Kivakkakoski Waterfall can be seen. The River snakes through forests and meadows near the abandoned Vartiolampi settlement, expanses of Lake Pyaozero show blue in the south and east. Mt. Nuorunen opens a view upon the rugged Lake Tavajärvi in the south-west, the Kuusamo fells with the Rukatunturi skiing centre rise in the west, from the other side of the border.
In September the slopes are very scenic. The open summits are stained dark-red by Alpine bearberry, and the slopes are coloured gaily by birch and aspen trees. In winter, snow caps on the trees at the edge of the forest create quaint figures.

Unique fauna
Otter Most of the forest in the Park is completely untouched. Near the Lake and along the River Olanga the foundations of houses are preserved, and in the forest there are signs of selective cutting. The masters of these forests are the Brown Bear (Ursus arctos), Wild Reindeer (Rangifer tarandus fennicus), and Wolverine (Gulo gulo). Altogether, 36 mammal species inhabit this area: elks, lynxes, hares, lemmings, and others. These shy creatures are rarely seen by man but their tracks are often found. In wintertime, near the rivers Otter (Lutra lutra) can be found, as well as the Wolf (Canis lupus) tracks.
Many rare bird species nest in the Paanajärvi National Park. Golden eagle can be seen hovering over its domains. Black-throated diver finds refuge on the large lakes, and Red-throated diver nests on small marshy lakes. Their voices fill the summer nights with mystery. Red-flanked bluetail, common for eastern taiga, sings in dense spruce forests, and Little bunting on the fringes of pine mires. Travellers can come across the great grey owl, which protects its nest fearlessly. On the open summits you can meet local courageous inhabitants: Lemming and Ptarmigan.
The Grayling population is high in the Park's rivers. In summer, Brown trout swim up the Olanga River from feeding in Lake Pyaozero to Lake Paanajärvi and further on, across the border, up the Rivers Kuusinka, Oulanka and other small rivers to the upper parts, to habitual spawning sites. The heaviest brown trout specimens caught weighed between 10 and 12 kg. Char inhabit some lakes in the Park. Lake Paanajärvi is inhabited by relic crayfish left from the time when after glacier's retreat it was a bay of the White Sea.

Last updated 14.02.01 © European Commission 2000 Design by Sergei Zavjalov