Эмблема Тасис. Переход на официальную страницу Тасис. На первую страницу сервераОтослать письмо персоналу Проекта English encodingРусская кодировка Windows
Фотография 8 Проект Тасис “Развитие особо охраняемых природных территорий в приграничной полосе Республики Карелия” Введение в проект Тасис Русская кодировка Windows
Парки Карелии Новости проекта
Задачи и цели проекта Русская кодировка DOS
Визит-центр национального парка Паанаярви Номер проекта ENVRUS9704 Структура проекта
Персонал проекта Русская кодировка KOI8
Краткая информация о существующих и планируемых природоохранных территориях. Исполнители проекта
Получатели проекта Русская кодировка Macintosh
Парки и охраняемые территории Карелии
Важные ссылки Русская кодировка ISO
Фотовыставка

В соответствии с законодательством РФ, национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. По размерам они должны быть достаточно большими, чтобы включать в свой состав одну или более экосистему, существенно не затронутую в результате антропогенной деятельности.

Национальные парки, расположенные на территории Карелии, находятся в ведении государственного комитета по лесу в Республике Карелия, который в свою очередь является структурной единицей Федеральной службы лесного хозяйства РФ. В настоящий момент в Карелии существует два национальных парка (НП "Паанаярви" и НП "Водлозерский"), и ведется работа по созданию еще четырех парков в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 1994 г.
План-схема "Природоохранные территории республики Карелия"

Национальный парк "Паанаярви"

Самой северной территорией, на которую распространяется деятельность проекта является НП Паанаярви, расположенный в Лоухском районе. Площадь парка составляет 104, 371 га. Здесь проходит граница средней и северной тайги, которая пересекается с линией раздела арктических и атлантических сообществ растительного и животного мира по хребту возвышенности Маанселькя.
Одной из главных достопримечательностей парка являются его горные вершины. Самая высокая точка на территории парка - это гора Нуорунен - 576 м. Очень привлекает туристов другая вершина нашего парка - это гора Кивакка. Большая часть парка покрыта еловыми лесами. В некоторых частях парка выходы скальных пород обеспечивают богатство растительного мира. На этих вершинах лес не растет и на обширных площадях, размерами до нескольких сотен гектаров, развиты горные тундры, самые южные в Карелии.

Фотография 11

Свое название парк получил от озера Паанаярви. Миллионы лет назад землетрясения разорвали скальное основание земли. Так образовалось одно из самых глубоких озер в Фенноскандии - озеро Паанаярви. Его глубина доходит до 128 метров. Оно имеет вытянутую форму длиной 23,5 км и шириной 1-1,5 км. Этот "Северный Байкал" неизменно прекрасен в любое время года. Парк является прекрасным местом для организации пеших и водных прогулок, рыбной ловли.
Видеофрагмент fauna.mpg (2.1 Mб)
Видеофрагмент land.mpg (2.2 Mб)
Видеофрагмент tourist.mpg (2.1 Mб)

Национальный парк "Туулос"
Фотография 9

На территории будущего Национального парка "Туулос", площадь которого около 40 тыс. га, находится озеро Туулос (10 тыс. га) с живописным изрезанным берегом, с многочисленными облесенными островами и заливами.

В озере обитает ряд ценных видов рыб: озерный лосось, сиг, ряпушка, хариус. В районе планируемого парка находятся участки коренных сосновых и еловых лесов, отличающихся разнообразием видов птиц и зверей, что открывает большие перспективы для развития туризма в этом районе. На территории проектируемого парка возможно развитие пешеходного и водного туризма, рыболовства.

Национальный парк "Койтайоки"

Национальный парк "Койтайоки" расположен на западе Суоярвского района Республики Карелия. Он состоит из двух охраняемых территорий - "Койтайоки" и "Толвоярви". Первая территория непосредственно примыкает к государственной границе, занимая пространство вдоль долины реки Койтайоки. Долина представляет собой плоскую сильно заболоченную равнину. Болота здесь разнообразны в типологическом отношении, находятся в естественном состоянии. Наиболее ценными объектами рекреации выступают река Койтайоки и часть притоков и озер ее бассейна в качестве водного маршрута. Охраняемая территория "Толвоярви" уже функционирует как ландшафтный заказник. Ее ядром служит система из девяти озер так называемой Толвоярвской группы, которые соединены друг с другом проливами и протоками. Обилие островов и заливов в обрамлении высоких, поросших сосновыми борами берегов, оставляет неизгладимое впечатление.

Фотография 7

Несмотря на то, что в настоящее время здесь отсутствует население, край богат историческими памятниками, связанными с событиями от средневековья до Второй мировой войны.
Обе охраняемые территории соединены экологическим коридором, который является частью буферной зоны вокруг территории проектируемого парка. Благодаря этому и без того огромная территория национального парка возрастает на 50 тыс. га. Район Толвоярви предлагает неограниченные возможности для развития рекреационной деятельности, и на район Койтайоки будет распространятся заповедный режим.

Планируемый национальный парк "Ладожские шхеры"
Фотография 4

Территория планируемого парка расположена в юго-западной части Республики Карелия на северном Ладожского озера, крупнейшего озера в Европе. Территория парка охватывает островную и прибрежную полосу со шхерным типом берегов, который является уникальным для пресноводных водоемов.

Территория парка отличается исключительным разнообразием растительного и животного. Шхерная часть парка является местом размножения эндемичной кольчатой ладожской нерпы. На территории парка находятся многочисленные памятники истории и культуры, садово-паркового искусства. Территория парка предоставляет все необходимые условия для развития водного и других видов туризма. Видеофрагмент ladoga.mpg (1.6 Mб)

Планируемый национальный парк "Калевальский"

Планируемый парк расположен на северо-западе Республики Карелия и примыкает к российско-финляндской границе. Здесь находится крупнейший в Фенноскандии и самый западный в Евразии массив первобытной сосновой тайги ярко выраженного послепожарного происхождения.

Фотография 2

Знаменитый финский национальный эпос "Калевала" собирался в карельских рунопевческих деревнях. Природа всегда играла исключительную роль в жизни местного населения.

Изменено 04.12.01 © European Commission 2000 Дизайн и разработка сайта - Завьялов Сергей

Tacis emblem. Go to Tacis official page. To the main pageTo mail a letter to the Project staff English encodingRussian encoding Windows
Picture 8 Cross-Border Co-operation Programme Environment: Karelia Parks Development, ENVRUS 9704 Introduction. Background information about the Project Russian encoding Windows
Parks and protected areas in Karelia Project news
Goals and objectives of the Project Russian encoding DOS
Paanajärvi visitor centre Project's number ENVRUS9704 Project structure
Project personnel Russian encoding KOI8
Brief information about the existing and proposed protected areas. Consortium of the Project
Beneficiaries of the Project Russian encoding Macintosh
Parks and protected areas in Karelia
Important links Russian encoding ISO
Photo gallery

According to Russian legislation national parks should contain a representative sample of important natural regions, features or scenery where plant or animal species, habitats and geomorphologic sites are of special spiritual, scientific, educational and tourist significance. They should also be large enough to contain one or more ecosystem not materially altered by current human occupation or exploitation.

In Karelia they are managed by the State Forest Committee (Goskomles) as a local unit of the Federal Forest Service (Rosleshos). At the moment there are two national parks in Karelia (Paanajärvi and Vodlozero) and four new ones are being processed following the resolution of the Federal Government in 1994.
Outline map "Pilot areas of the project "Karelia Parks Development"

Paanajärvi National Park

The northernmost pilot area of the Project is the Paanajärvi National Park located in the Louhi district. Its area is 104 371 ha. Straddling this area is the border of mid and north taiga, which converges with the ridge of the Maanselka plateau. This divides the Arctic and Atlantic flora and fauna communities
One of the main attractions of the Park is its fells.The highest point of the Park is Mt. Nuorunen - 576m. Mt. Kivakka is another summit of the Park that attracts a lot of visitors. Most of the park is covered by Spruce forest. In parts the bedrock promotes the wealth of flora.

Picture 11

The highest point of the Park is Mt. Nuorunen - 576m. Mt. Kivakka is another summit of the Park that attracts a lot of visitors. Most of the park is covered by Spruce forest. In parts the bedrock promotes the wealth of flora.
Video fauna.mpg (2.1 Mb)
Video land.mpg (2.2 Mb)
Video tourist.mpg (2.1 Mb)

Tuulos National Park
Picture 9

Lake Tuulos along with the picturesque rugged shoreline and numerous wooded islets and bays is located in the proposed Tuulos National Park covering an area of roughly 40000 hectares.

A number of valuable fish species inhabit the Lake: lake salmon, whitefish, vendace and grayling. Sites of primary pine and spruce forests are found in the proposed Park. These sites are remarkable for their diversified fauna and are therefore promising as related to tourism. The proposed park will be developed for hiking, fishing and water tourism.

Koitajoki National Park

The proposed National Park Koitajoki is situated in the western part of the Suojarvi District of the Republic of Karelia. The park consists of two parts - Koitajoki and Tolvajarvi. The former territory adjoins the Russian - Finnish border and covers areas along the Koitajoki river valley. The valley is a flat and heavily paludified plain. Local mires have rich typology and are intact. The most precious recreational sites are the river Koitajoki and some of the tributaries and lakes of its basin as boating routes. The Tolvajarvi partial nature reserve is the core of a system of nine lakes, which are connected to each other by channels. The abundance of eskers, islands and bays set against the lofty pine forest shores strike a note in any traveller regardless of the way they choose, by land or by water.

Picture  9

Although the territory is not inhabited now, the area is rich in historic sites relating to events from the Middle Ages to World War II. The Tolvajarvi Reserve and the Koitajoki Area are connected by an ecological corridor, which is part of a buffer zone around the proposed park. Due to this, the vast area of the National Park is extended by 50 thousand hectares. Tolvajarvi and its surroundings offer good opportunities for recreation and the Koitajoki Area is for the strict protection of its nature.

Ladoga Skerries National Park
Picture 4

The territory of the proposed park is located in the southwest of the Republic of Karelia on the northern shore of Lake Ladoga, Europe's largest lake.The territory of the park encompasses an archipelago with high islands and a shoreline with long deep bays which is rarely found in freshwater reservoirs.

The Park is distinguished by its exclusive diversity of flora and fauna due to the great number of different habitats and basic bedrock. The archipelago is a refuge for the Ladoga Ringed Seal. The Park is rich in monuments of history and culture and landscapes. The Park possesses all the necessary qualities for the development of both water and wilderness tourism. Video ladoga.mpg (1.6 Mb)

Kalevala National park

This proposed Kalevala National Park is located in the northwest of the republic and adjoins the Russian - Finnish border. Fennoscandia's largest and Eurasia's northernmost area of primeval pine taiga forest of distinct after-fire origin is found here.

Picture 2

The famous Finnish national epic "Kalevala" was collected in the adjacent Karelian villages. The wilderness of the proposed park has always played an important role in the lives of the villages.

Last updated 04.12.01 © European Commission 2000 Web-site design and development by Sergei Zavjalov