Эмблема Тасис. Переход на официальную страницу Тасис. На первую страницу сервераОтослать письмо персоналу Проекта English encodingРусская кодировка Windows
Фотография 2 Проект Тасис “Развитие особо охраняемых природных территорий в приграничной полосе Республики Карелия” Введение в проект Тасис Русская кодировка Windows
Новости проекта Новости проекта
Задачи и цели проекта Русская кодировка DOS
Визит-центр национального парка Паанаярви Номер проекта ENVRUS9704 Структура проекта
Персонал проекта Русская кодировка KOI8
Раздел содержит текущую информацию о проекте. Исполнители проекта
Получатели проекта Русская кодировка Macintosh
Парки и охраняемые территории Карелии
Важные ссылки Русская кодировка ISO
Фотовыставка
Результаты деятельности проекта Тасис "Развитие особо охраняемых природных территорий в приграничной полосе Республики Карелия"

В течение двух лет, с 1999 г. по 2001 г., шла реализация проекта Тасис "Развитие особо охраняемых природных территорий в приграничной полосе Республики Карелия" на территории Республики Карелия с целью создания новых национальных парков и развития существующего с 1992 г. национального парка "Паанаярви". Планируемые к созданию в рамках проекта были следующие парки: "Калевальский" (площадь 96 тыс. га), "Тулос" (62 тыс. га), "Койтайоки-Толвоярви" (77 тыс. га) и "Ладожские шхеры" (84 тыс. га). Все эти территории расположены в западной части Республики Карелия, недалеко от российско-финляндской границы, и уже ранее были включены в федеральную программу по созданию новых национальных парков в Российской Федерации.
Подрядчиком проекта Тасис являлись компании Metsahallitus Consulting, Indufor и Kampsax International, а также Институт окружающей среды Финляндии. Офис проекта располагался в г. Петрозаводске. Основная часть работы в рамках проекта была проделана российскими специалистами; в работе проекта приняло участие 27 российских специалистов и небольшая группа западных экспертов. В ходе реализации проекта были подготовлены и опубликованы восемь больших документов (см. ссылку на документы в формате pdf.), было выпущено большое количество цветных буклетов, плакатов и открыток для каждой из территорий. Кроме того, для НП "Паанаярви" был создан презентационный компакт-диск на трех языках. Для каждого из проектируемых парков была разработана геоинформационная система.
Уже сейчас можно говорить о том, что на каждой из рассматриваемых территорий идет развитие экологического туризма. Так или иначе, все эти территории обладают огромной привлекательностью, особенно для финских туристов и туристов из крупных российских городов, таких как Санкт-Петербург и Москва. Одной из причин, по которой местные администрации в целом положительно относятся к идее создания ООПТ является как раз туризм. Глубинка Карелии нуждается в новых способах получения дохода и ведения хозяйственной деятельности, которые могли бы стать хорошей альтернативой проводимым сейчас экстенсивным лесозаготовительным работам. В рамках проекта Тасис был подготовлен документ, озаглавленный "Стратегия развития туризма в карельской части Зеленого пояса", в котором дан анализ текущей ситуации в сфере туризма и сделан новые предложения. Последствия создания новых национальных парков описаны в документе "Социально-экономические предпосылки создания национальных парков на территории Республики Карелия".
Также, в рамках проекта были разработаны предложения по созданию новых национальных парков. Каждое из таких предложений включает в себя эколого-экономической обоснование, план создания парка и план деятельности на первые пять лет деятельности парка. Эта модель соответствует принятым в России нормам и охватывает всю документацию, которая необходима правительству Карелии для представления в федеральные структуры. В настоящее время наиболее оптимистичными выглядят перспективы создания НП "Калевальский", поскольку в марте 2001 г. Правительством Российской Федерации был подготовлен перечень приоритетных территорий для создания там национальных парков, и НП "Калевальский" входил в их число.
Территория, планируемая для включения в состав парка "Калевальский" остро нуждается в охране по причине того, что это единственный из планируемых национальных парков, где в таком масштабе представлены лесные массивы.

Местные администрации Костомукшского горсовета и Калевальского национального района поддержали предложение, подготовленное в рамках проекта. Кроме того, это предложение было представлено на ряде встреч с местными жителями, и они также отнеслись к нему с одобрением. Теперь очередь за Правительством Республики Карелия, которое должно представить предложение по созданию парка в Правительство Российской Федерации.
Шхерная часть Северного Приладожья обладает высочайшим в республике биоразнообразием. Идея охраны островов и прибрежного участка суши на континенте нашла широкую поддержку органов власти Сортавальского, Питкярантского и Лахденпохского районов, а также республиканских и федеральных структур.
Шхерная часть Северного Приладожья обладает высочайшим в республике биоразнообразием. Идея охраны островов и прибрежного участка суши на континенте нашла широкую поддержку органов власти Сортавальского, Питкярантского и Лахденпохского районов, а также республиканских и федеральных структур.
Все проектируемые парки имеют статус временно зарезервированных территорий, и срок резервирования истекает в конце 2001 г. Все лесные массивы проектиремого парка "Ладожские шхеры" относятся к лесам первой категории, которые находятся под охраной, поскольку они расположены на расстоянии не более одного километра от береговой линии. Местные администрации прилагают все свои усилия по охране территории проектируемого парка от строительства там дач жителями Ленинградской области. В настоящий момент этот вопрос стоит очень остро для всего побережья и островов Ладожского озера.
Процесс создания новых национальных парков нуждается в поддержке как внутри страны, так и из-за рубежа. В частности, будущее территории проектируемых парков "Тулос" и "Койтайоки-Толвоярви" остается открытым. Статус охраны этих территорий должен быть усилен с тем, чтобы в последствии там можно было создать национальные или природные парки. На местном уровне в сотрудничестве с местными администрациями были созданы муниципальные предприятия в каждом из проектируемых парков. В каждом из этих предприятий есть уже персонал, и по линии проекта Тасис для них были приобретены транспортные средства, лодки, снегоходы и другое оборудование, необходимое в деятельности паров. На протяжении реализации проекта было проведено 37 курсов обучения, семинаров и конференций для людей, занимающихся вопросами охраны природы и деятельностью ООПТ на территории Карелии.
Развитие НП "Паанаярви" на протяжении последних нескольких лет шло достаточно активно. Постепенно встает на ноги природный туризм, развивается туристическая инфраструктура и услуги для посетителей парка. В настоящее время идет строительство визит-центра в п. Пяозерский, расположенном примерно в 50 км от парка. Вероятней всего, открытие визит-центра состоится в 2002 г, когда парк будет отмечать свое десятилетие.

Ссылки на проектную документацию (в формате pdf.):
Стратегия развития НП "Паанаярви" (1.1 Mb)
План создания НП "Калевальский" (1.3 Mb)
План создания НП "Тулос" (0.9 Mb)
План создания НП "Койтайоки-Толвоярви" (0.9 Mb)
План создания НП "Ладожские шхеры" (1.1 Mb)

Изменено 04.12.01 © European Commission 2000 Дизайн и разработка сайта - Завьялов Сергей

Tacis emblem. Go to Tacis official page. To the main pageTo mail a letter to the Project staff English encodingRussian encoding Windows
Picture 2 Cross-Border Co-operation Programme Environment: Karelia Parks Development, ENVRUS 9704 Introduction. Background information about the Project Russian encoding Windows
Project news Project news
Goals and objectives of the Project Russian encoding DOS
Paanajärvi visitor centre Project's number ENVRUS9704 Project structure
Project personnel Russian encoding KOI8
This section contains the latest news about project actions and plans for the near future. Consortium of the Project
Beneficiaries of the Project Russian encoding Macintosh
Parks and protected areas in Karelia
Important links Russian encoding ISO
Photo gallery
Results of the Karelia Parks Development Project

Tacis project "Karelia Parks Development" was working with national parks in Karelia in 1999-2001. The main objectives were to promote establishment of four new national parks and develop further the Paanajarvi National Park, which was founded in 1992. The new, proposed national parks are the Kalevala NP (96 000 ha), Tuulos NP (62 000 ha), Koitajoki-Tolvajarvi NP (77 000 ha) and Ladoga Skerries NP (84 000 ha). All of these are in the western part of the Karelian Republic, close to the Finnish border and they are already earlier included in a national park development programme by the Russian Federation.
The project was run by the Metsahallitus Consulting together with Finnish Environment Institute, Indufor and Kampsax International. The project office was situated in Petrozavodsk. Main part of the work was done by Russian experts, altogether 27 Russians and a smaller number of foreign experts were involved in the work. The project produced eight reports in Russian and English (which are linked as pdf-files to this web site), coloured leaflets, posters and postcards of each territory. In addition, a cd-rom in three languages was prepared of the Paanajarvi NP. A Geographical Information System was created for each five parks.
There is some eco-tourism in all these territories already now. In the long run, they are very attractive especially for tourists from Finland and the big cities of Saint Petersburg and Moscow. One of reasons for the mainly positive attitude towards the parks among local administrations is tourism. The remote villages in Karelia need livelihoods and activities as an alternative for fairly heavy forestry. The project produced a report "Tourism Strategy for the Karelian Green Belt", where current tourism is analysed and new proposals made. The consequences of new parks were studied in a "Socio-economic Assessment about Establishment of New National Parks in Karelia".
Proposal for the establishment of each new national park was prepared by the project. It includes a Feasibility Study, a Plan for the establishment and an Action Plan for the First Five Years. This model is following the Russian system and it can offer all the material, which is needed for the Karelian Republic to forward the proposal to Federal Government. At the moment, the Kalevala National Park seems to be closest to establishment, due to the decision of the Federal Government in March this year, where it listed the new national parks with highest priority.
Protection of the Kalevala territory is most urgent, because it is the only one of the proposed parks, where there is a great amount of timber within the borders.The local administrations of Kostomuksha and Louhi districts have approved the proposal made by the project. It was also presented in several public meetings in villages, and there it got a clear support of local people. Now it is up to the Karelian Government to forward the proposal to the Federal Government.

The archipelago in the northern part of Lake Ladoga has the highest biodiversity in the whole republic. Protection of the islands and broad strip of the continent is widely supported by the three local administrations of Sortavala, Pitkaranta and Lahdepohja as well as the republican and federal structures.
All the new park territories have had a temporary protection, which will end by the end of this year. As for Kalevala, it might be clear, that cuttings or other activities are no threatening its nature before the park establishment. The whole proposed park in Ladoga is covered by the so called first category forests, which are protected as they are situated within one kilometre from the shoreline.
The local administrations there seem to actively protect the park territory against construction of summer huts of people from Saint Petersburg. At the moment that is a serious threat elsewhere for shores and islands of Ladoga.
Establishment of all the four new national parks still needs domestic and international support. Especially, the future of Koitajoki-Tolvajarvi and Tuulos territories is open. The nature conservation status on these territories should be strengthened, so that later on a national park or nature park could be set up there. On the local level, Municipal Units of each proposed park were established together with the local administrations. All of them have now at least some personnel and the Tacis project purchased for them cars, boats, snowmobiles and other equipment needed for the park management. During the project, altigether 37 training courses, seminars and conferences were organised for the people working with nature conservation and parks in Karelia.
The Paanajarvi National Park has been favourably developed during the last few years. Nature tourism is growing slowly as the park is constructing visitor services. A new Visitor Centre is under construction in the settlement of Pyaozersky, about 50 km from the National Park. Most probably it will be opened for visitors in 2002, when the park will reach the age of ten years.

Links to the project reports as pdf-files:
Development Strategy of the Paanajarvi National Park (1.1 Mb)
Plan for the Establishment of the Kalevala National Park (1.3 Mb)
Plan for the Establishment of the Tuulos National Park (0.9 Mb)
Plan for the Establishment of the Koitajoki-Tolvajarvi National Park (0.9 Mb)
Plan for the Establishment of the Ladoga Skerries National Park (1.1 Mb)

Last updated 04.12.01 © European Commission 2000 Web-site design and development by Sergei Zavjalov